Рукописи не горят…
Неожиданно нас догоняет прошлое… Заметила , что это стало случаться довольно часто , особенно после того , как я начала вести ретроблог…
Больше месяца я мучилась , получив очередной привет из прошлого, воспоминания меня переполняли и не могла решить: писать об этом или нет. И вдруг случайно увидела в самолете блондинку небольшого роста , просто невыносимо похожую на Марину ( буду называть ее так) . Я поняла , что это знак, что писать надо обязательно , хотя бы в память о прошедшем времени и людях .
…Сообщение в Контакте от незнакомого человека заставило меня перенестись в 80-е и 90-е и вспомнить Марину . Человек написал , что он фотограф и спросил , знаю ли я или знала ли я Марину Р.? Я ее знала когда-то… Я удивилась , уточнила, почему он мне пишет. В ответ Следопыт, так я его про себя назвала , прислал длинный рассказ…
«Тут такое дело, мы занимаемся сохранением культурных ценностей, я фотограф, исследую заброшенные и полуразушенные особняки нашего города. В одном из таких особняков (домик со львом или особняк Александра Брюллова по Кадетской линии ВО) я обнаружил интересную квартиру. Изначально мы шли просто снимать особняк Брюллова, там находится одна из первых в Петербурге мозаика из чёрного мрамора на полу… Дому уже вовсе плохо, он полностью опечатан, там рушатся потолки и пол, меня заинтересовало помещение на втором этаже над карнизом. Я не мог пройти мимо, там были видны фикусы и пиджаки, висящие на окне, окно выходит во двор с Аполлоном… я не расхититель ,если что ,и не вандал, не подумайте. Мы пролезли через форточку в эту квартиру, воспользовавшись приставной лестницей дабы запечатлеть символы уходящего времени.
…Меня потрясло, что такое количество вещей оставлено, мы были во всех комнатах квартиры, все остальные комнаты пусты, видно, что люди уезжали и забрали все, а в комнатах Марины все как будто брошено, создается впечатление, что ее как будто оттуда выдернули прямо в последний день, когда опечатывали дом… Сколько лет я фотографирую весь наш город, первый раз встречаюсь с такой историей.
В комнатах чеки из магазина за 17-18 год, горы пакетов чая, горы Nivea крема, горы салфеток и бумажек (все запечатано) . Только в двух смежных и одной отдельной комнате огромной коммуналки были вещи, остальная квартира была полностью пуста. Я обнаружил стопку рукописей Марины Р., забрал рукописи и пару плакатов рок-группы … В рукописях было упоминание о Вас и я нашел Вас тут… я бы хотел передать вещи в музей, да нету у нас музея «ленинградских судеб» Быть может , вы знаете как ее отыскать, чтобы передать ей эти вещи? Может они будут интересны вам в качестве памяти? Нас заинтересовала судьба Марины, насколько мне известно, дом собираются сносить…»
…Именно в этой квартире я была в гостях у Марины в последний раз в середине 90-х. То , что это особняк Брюллова ,я не знала. У Марины с сыном было три небольших комнаты в огромной коммуналке , двор был красивый , как итальянский , Марина переехала сюда после развода с мужем , известным музыкантом, и была в восторге от дома и его истории. Со свойственной ей (как и всем творческим людям) легкостью она со смехом рассказывала , что так была очарована этой квартирой при разъезде, что не заметила , что в квартире вообще .. нет ванной. Получалось , что здесь она так и жила до 2018 года , судя по рассказам и фотографиям Следопыта…
…В молодости мы все , люди творческих профессий , общались , пересекаясь иногда непостижимым образом , начинали дружить , ходить в гости друг к другу. Марина тоже человек из творческой тусовки, была замужем за музыкантом из модной тогда группы ( не буду раскрывать ни имени , ни названия группы, ибо музыкант , слава богу, жив-здоров и живет новой жизнью .Буду называть его просто Алексей).
Марина с первой встречи привлекала мое внимание : очень миниатюрная блондинка с волосами до пояса и всегда в модных нарядах. Тогда это явно говорило , что девушка шьет сама , либо у нее мама-портниха. Марина шила сама ( как и я) , мне даже казалось, что мы чем-то похожи , только она была еще и крошечного роста .
Они с Алексеем рано поженились и у них уже был маленький сын. Встречаясь в рок-клубе на концертах , мы всегда улыбались друг другу , иногда перебрасывались незначащими фразами , это была взаимная симпатия.
Поближе мы познакомились на свадьбе нашего общего друга , который был , как бы сейчас сказали, продюсером той самой модной группы . Мы этого слова не знали , он просто организовывал концерты. …Марина немного изменилась , вместо волос до пояса у нее уже было каре до плеч , но такое же ослепительно-золотистое , и потрясающее платье ярко-бирюзового цвета . Свадьба была типичной : запись в ЗАГСЕ Петроградского района , потом пешком домой к жениху , в профессорскую сталинскую квартиру, тоже на Петроградке.
…Когда мы навеселились и наплясались , мосты уже развели…Вызывать такси было непозволительной роскошью) Марина просто предложила нам с мужем пойти переночевать к ним , благо они тоже жили на Петроградке и бабушка уехала с малышом на дачу…. Сомнений не было ни у приглашающей стороны , ни у нас…
…Какая-то бескрайняя коммуналка , комната метров 40 , не меньше, с высокими окнами и лепниной . В углу я сразу приметила швейную машинку с катушкой ярко-бирюзовых ниток ( это было так понятно – сшить новое платье за ночь!) Нам выделили комнату лешиной мамы , узкую «келью» с высоким окном, рядом с этим залом. Проблем со сном у нас не было , хоть и в незнакомом месте , а утром Марина к нам постучала и позвала завтракать… Спросонья мы даже не поняли , как она откуда-то из недр коммуналки притащила непомерно большую для нее сковороду с яичницей на всех , красивую , с помидорами и зеленью. Она была художницей и все делала красиво)) Алексей блаженно мычал : «Марина, как вкусно..ммм…»
…Следующий эпизод — уже 90-е… Мы опять случайно встретились на концерте в рок-клубе , Марина была все такой же миниатюрной блондинкой , но немного повзрослевшей. Увы, с Алексеем они разошлись .. Мы стояли , смотрели друг на друга , улыбались , как старые добрые подруги и… договорились встретиться . С тех пор мы стали периодически ездить друг к другу в гости. Сначала она – к нам , потом мы – к ней ,в ту самую квартиру в особняке Брюллова. Она рисовала очень яркие и странные картины и они занимали целую стену почти до потолка в одной из комнат. Марина училась в известной художественной студии ( она и сейчас существует) и жаловалась , что там у нее произошел конфликт и ей не отдают ее работы.. Зная, что я журналист , она попросила помочь. К тому времени я была в глубоком декретном отпуске и сидела уже с двумя детьми, но , оставив детей на младшую сестру , поехала встречаться с Мариной .
…К Маяковской неожиданно подошел и Алексей , он тоже был вызван для поддержки. Мы горячо доказывали в студии , что они не правы, что надо вернуть работы художнице и т. д. Я просто хотела помочь Марине , и сейчас даже не вспомню , где была студия , помню , что от метро мы дошли пешком. Наш визит подействовал и часть работ все-таки вернули!
…Эту историю Марина и описала в найденных рукописях ,назвав нас с Алексеем « добрыми друзьями» … Увидев отсканированные листы , я несколько дней только и думала о Марине …
Было стыдно , что я дальше не поддержала ниточку нашего общения и она оборвалась… Где она сейчас? Вспомнила , как, наверно , в последний раз она неожиданно заехала к нам со своим сыном, уже подростком , и выглядели они примерно одинаково. На улице была поздняя осень , Марина была простужена и в застегнутой на все пуговицы легкой джинсовой курточке…
Теперь , в 2019 -ом я ломала голову , как ее найти? Где все ее рисунки и картины, Следопыт написал , что в квартире не нашел НИ ОДНОГО рисунка… Вместе мы искали ее по соцсетям , но безрезультатно… Взрослого сына Марины удалось найти , но было видно , что в соцсети он не заходил больше года… Круг замкнулся… Мы переписывались со Следопытом , он оказался очень неравнодушным человеком …
Я все-таки решилась написать Алексею… Больше 30 лет прошло, но попытка – не пытка. Алексей прочитал мое письмо и долго молчал , я уже решила , что либо он меня не вспомнил , либо не хочет общаться , ведь у него уже совсем другая жизнь. Но, проснувшись рано утром , первым делом увидела его короткий ответ: …она умерла… Это и был последний кусочек пазла……У сына Марины все хорошо , семья, двое детей , а ее судьба — это Музей ленинградских судеб – вспомнилось мне выражение Следопыта. Именно так – одинокий художник, в коммуналке без удобств…
…Сердце сжималось и картинка «плыла» на экране , я смотрела видео из квартиры Марины : ряды плечиков в шкафу с одеждой , цветы в горшках, вазы и безделушки на полках … Комментарии Следопыта тоже расплывались : ….успела забрать … картины. Все ткани, спицы, вышивка, кружево лежат в квартире…
Никакого хэппи-энда не случилось… Но , как в кино , когда думаю о Марине , кручу один и тот же эпизод : миниатюрная девушка в ярко-бирюзовом платье со смеющимися глазами и косой белокурой челкой легко несет огромную чугунную сковороду с самой вкусной и красивой яичницей …