Как люди живут на пенсии? Обзор мирового опыта
Российское правительство утвердило концепцию пенсионной реформы. Этот документ представлен депутатам Государственной Думы.
Предлагается поэтапно повысить пенсионный возраст до 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин. Такой переходный период продлится до 2028 года для мужчин и до 2034 года для женщин. В настоящее время возраст выхода на пенсию в Россию — самый низкий в мире: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.
Эти нормы были разработаны еще в 20-х годах прошлого века. И с тех пор не менялись. Мы изучили мировой опыт по пенсионному возрасту в различных странах.
1. Страна восходящего солнца — 70 для мужчин и женщин
Пожалуй, Япония — рекордсмен по высоте планке возраста выхода на пенсию. 70 лет — именно в таком возрасте в этой стране становятся пенсионерами. При чем этот возраст одинаков и для мужчин и женщин. А вот для того, чтобы пенсионер в Японии получал полноценные социальные выплаты, ему нужно перед выходом на заслуженный отдых иметь трудовой стаж не менее 25 лет. Пожилые японцы также получают единовременную компенсацию от государства. Её размер при этом рассчитывается очень просто — зарплата в момент выхода на пенсию умножается на число отработанных лет.
У пожилых японцев есть и «пенсионные» поблажки. Так, например, они имеют право завершить трудовую деятельность в 65 лет. Но в этом случае сумма ежемесячного пенсионного пособия будет уменьшена на 25%.
И, что самое, интересное! Даже с таким большим возрастом начала официальной пенсии, правительство Японии позволяет своим гражданам трудиться после 70 лет. У таких «трудоголиков» в стране восходящего солнца сумма выплат ежегодно растёт на 5%.
2. Германия — пока 60/65
В странах ЕС возраст выхода на пенсию разный. Остановимся на лидирующем государстве Евросоюза. Итак, в Германии мужчины могут выйти на пенсию с 65 лет, а женщины — с 60. Впрочем и немецкие власти, и местные социологи предлагают увеличить возраст выхода на пенсию. По их инициативе пенсионный возраст для женщин могут поднять до радикальных 65 лет, а для мужчин -до 67.
Если гражданин Германии нигде не работал или стаж его трудовой деятельности меньше 5 лет, то государство откажет ему в выплате пенсионного обеспечения. В частности, это очень хорошо ощущают на себе эмигранты.
У немецких пенсионеров 2 источника получения средств. Есть государственное пенсионное обеспечение, а есть частные фонды. Правительство платит только тем пенсионерам, чей доход не превышает 3 900 евро в месяц. Немцы, получающие ежемесячно более 3 900 евро, начинают работать с частными фондами, отчисляя им небольшую сумму в добровольном порядке.
3. Черногория — 64+1+2
Граждане небольших европейских стран также любят трудиться. Тем более, что к этому их подвигают собственные правительства. В Лихтенштейне, Македонии и Черногории пожилые люди выходят на пенсию в 64 года. Однако и в этих странах рассматриваются варианты более высокой планки для начала пенсионного возраста.
Например, в Черногории, правительство еще в 2010 году утвердило поправки к национальному Закону о пенсионном страховании. В прошлом году черногорцы начали выходить на пенсию с 65 лет. В этой стране, так же, как сейчас предлагается сделать в России, увеличение пенсионного возраста происходит постепенно. Таким образом, до 2025 года пенсионный возраст жителей Черногории вырастет до 67 лет. А самое главное, что останавливаться на этом местное правительство пока не намерено. Так что черногорцев может ждать и дальнейшее увеличения срока трудовой деятельности.
4. Китай — вся надежда на Конфуция
В Китае официальный возраст выхода на пенсию — 60 лет для мужчин и 50 или 55 лет для женщин (зависит от рода деятельности). Но на практике государственную пенсию получают только госслужащие и работники промышленности. Жителям сельских районов пенсию не платят вообще. Такая избирательность — причина распространённого заблуждения, будто в КНР пенсионной системы нет как таковой.
Основанием для начисления пенсии госслужащему в Китае считается обязательный трудовой стаж сроком не менее 15 лет на госпредприятии и ежемесячные отчисления в 11% от зарплаты в государственный ПФ КНР. Причём 4% от этих отчислений должен переводить сам сотрудник, остальные 7% — работодатель. Такие сложности приводят к тому, что государственную пенсию на практике платят немногим китайцам. Никаких льгот для пенсионеров также нет. Средний размер выплаты — около 1100 юаней (примерно 10,9 тысячи рублей по нынешнему курсу).
Поэтому основная часть заботы о пожилых китайцах ложится на плечи их детей. В Китае до сих пор очень сильны традиции конфуцианства, которые обязывают молодёжь ухаживать за стариками и поддерживать их, поэтому те жители КНР, которые отказываются содержать своих престарелых родителей, сталкиваются с повсеместным осуждением.
5. Италия — пенсионная песня
В Италии пенсионный возраст одинаков для всех — 66 лет. Этот возраст правильнее назвать усредненным возрастом выхода на пенсию. Дело в том, что при сильном желании итальянцы могут прекратить свою трудовую деятельность и раньше.
В этой ситуации, к ним применяют своеобразные штрафные санкции и уменьшают выплачиваемые им пособия, накопленные на выплату пенсий за время трудового стажа. Обычно речь идет о снижении выплат на несколько процентов.
Как и во многих европейских государствах, в Италии существуют 2 системы пенсионного обеспечения: государственная и частная. Размер госпенсии зависит от длительности стажа и размера отчислений, которые гражданин сделал за время своей трудовой деятельности. Частное пенсионное обеспечение полностью добровольно.
А теперь, как говорится, вернёмся к нашим баранам:))
Сразу обозначу позицию: мне тоже повышение пенсионного возраста — как серпом по фаберже, чисто эмоционально.
Да и рационально я не вижу корреляции между аргументом уменьшения числа работников на пенсионера и требованием повышения производительности труда. Бытовые примеры: экскаватор заменяет 20 землекопов, хотя и управляется одним машинистом, а автоматизированная линия заменяет цех станочников. Кроме того, как быть с курсом на «цифровизацию»? Да и вообще — крамольная мысль — на мой взгляд весь Пенсионный Фонд можно заменить одной нормальной серверной стойкой, вот и средства появятся.
Но, в сторону эмоции. Мы, дорогие друзья, пропустили несколько интересных вещей.
Во-первых, большинством из нас пенсия рассматривается в качестве некоторой доплаты.
Всё просто — большинство (думаю, подавляющее) из возмущающихся вовсе не собиралось и не собирается немедленно бросить работу, по достижении нужного возраста, и провести остаток жизни в неге и покое.
Наоборот — возможность получения пенсии рассматривалась и рассматривается, как некий довесок/доплата. К текущему положению/состоянию. Потому что в противном случае приходится признать, что все крики о невозможности жить на пенсию — просто-напросто лукавство. Мягко говоря…
Вот и у меня на сегодня нет ни единого предположения о том, как можно будет прожить на пенсию в 2036 году, оставайся все, как есть. Этим мифическим «баллам» я не очень доверяю. Причем, ситуация не уникальна для России, под вопросом пенсии во всем мире. Что в США, что в Европе.
На текущий момент вообще никому в мире не понятно, КАК сберегать, в этом-то и проблема!
А вот теперь момент, который все как-то обошли вниманием:
Для России настало время ратифицировать 102-ю конвенцию о минимальных нормах социального обеспечения, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании правительства в Москве. «Это назревший вопрос, конвенция достаточно долго обсуждалась, пора ее уже ратифицировать»,- сказал он.
Что же это за конвенция такая и почему это важно? Полное ее название «Конвенция Международной Организации Труда N 102 о минимальных нормах социального обеспечения (Женева, 28 июня 1952 г.)», и охватывает она многие стороны социальных пособий в разрезе минимального размера таковых. С полным текстом можно ознакомиться здесь, я лишь скажу, что просто сам факт ратификации снимет многие вопросы.
В рассматриваемом случае любопытно, что размер пособий по старости (пенсий) устанавливается не менее 40% выпадающего дохода (т.е. последней зарплаты).
Обеспечение по старости для типичного получателя — мужчины с женой в пенсионном возрасте и обеспечение по случаю потери кормильца вдовы с двумя детьми по Конвенции № 102 составляет 40 %.
Что это означает? А это означает что Государство официально, на уровне закона, берет на себя обязательство «обеспечить людей ДОСТОЙНОЙ пенсией». Не об этом ли вы все грезили, рассказывая, как западные пенсионеры предаются путешествиям по миру?
В практическом плане: допустим, некто получал среднюю зарплату:
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по РФ за март 2018г. : составила 42 364 рубля.
Таким образом, средняя пенсия не может составлять менее 16 945,6 рублей. Причем, повторю, это гарантировано. А ежели некто получал 100 тыщ, то пенсия будет не менее 40 тыщ.
Причем, те, кто уже на пенсии ощутят улучшения сразу:
Что касается тех, кто уже вышел на заслуженный отдых, то их никакие изменения не касаются, кроме одного: их пенсии, начиная со следующего года, будут индексироваться гораздо быстрее текущей инфляции. Прибавка составит примерно по тысяче рублей в год. Если сейчас средняя пенсия в России составляет 14 с половиной тысячи рублей, то в 2019 году это будет 15 с половиной тысяч, в 2020-м — 16 с половиной. Такая коррекция будет осуществляться в течение ближайших двух-трех лет.
И последнее: можно было бы ожидать, что прибавку просто вобьют в страховую часть налогов, а вот хрен!
Одновременно страховые взносы фиксируются на отметке 30%, как сейчас. Да, НДС повышается до 20%, но это все. К слову, он и был такой до 2003 года, и при его снижении цены не снизились, а продолжили повышение, так что зависят они в основном от аппетитов барыг.
Так что, не все так однозначно, как говаривала одна офицерская дочка: мы видим программу, по которой государство принимает на себя некоторые гарантии в отношении лиц пожилого возраста в частности и всех малообеспеченных и нуждающихся в защите в целом.
Да, и последнее: эта программа еще не принята и будет обсуждаться Думой, экспертами и «обществом». Вот мы и обсуждаем.
P. S. Боюсь, как бы не получилось, как с пресловутой реновацией: те, кто громче всех возмущался, потом громче всех орали «и мне! и мне!»
Главные параметры и основные этапы повышения пенсионного возраста:
* Повышение пенсионного возраста начнется 1 января 2019 года и будет проходить поэтапно, увеличиваясь каждый год на полгода.
* К 2028 году возраст выхода на пенсию для мужчин будет повышен до 65 лет.
* К 2034 году возраст выхода на пенсию для женщин будет повышен до 63 лет.
* Будет повышен возраст назначения социальных пенсий (для тех, у кого недостаточно трудового стажа, для начисления обычной пенсии).
* Возраст выхода на социальную пенсию для женщин будет повышен с 60 до 68 лет.
* Возраст выхода на социальную пенсию для мужчин будет повышен с 60 до 70 лет.
* Возраст выхода на досрочную пенсию будет увеличен на восемь лет для педагогов, врачей и творческих работников.
* Для работающих на Крайнем Севере и приравненной к нему местности, пенсионный возраст будет повышен до 60 лет для мужчин и 58 лет для женщин.
* Реформа не затронет тех, кто работает в тяжелых условиях и на вредных предприятиях.
* Также реформа не коснется: инвалидов по зрению I группы и получивших военные травмы. Сохранится возраст выхода на пенсию у одного из родителей или опекунов инвалидов детства, матерей пяти и более детей, чернобыльцев и у других отдельных категорий граждан.
* Кроме того, будет дана возможность раннего выхода (на два года раньше) гражданам, которые имеют существенный стаж, уже заработанный в период, когда пенсионный возраст для женщин был установлен 55, а для мужчин 60, — соответственно 40 и 45 лет стажа.
* По оценкам правительства, в период реформы, индексацию пенсий могут увеличить вдвое, а выплаты тем, кто уже вышел на пенсию, будут увеличиваться на 1000 руб. ежегодно (сейчас они растут менее чем на 500 руб. в год). Также обсуждается индексация, при которой размер пенсии увеличивается на 2 процентных пункта быстрее, чем инфляция.
Индексировать пенсии работающим пенсионерам, по словам вице-премьера Голиковой, правительство не планирует. Президент Путин на прямой линии в июне заявлял, что этот вопрос нужно проработать.
Большой вопрос, как выгоду от повышения пенсионного возраста поделят между пенсионерами и бюджетом, но скорее приоритет — повышение пенсий. Но оно должно быть равномерным, в 2019 г. на пенсию не выйдут мужчины 1959 года рождения и женщины 1964-го, это обеспечит бюджету большую экономию, можно будет позволить и большую индексацию. Но когда в 2020 г. все они выйдут на пенсию, никакой экономии не будет. Правительству надо придумать, как сгладить индексацию, не повышать пенсию один год на 8%, а в другой — на 3% и чтобы к концу переходного периода у него остались деньги на повышение пенсий.
Проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов считает что: Сейчас на рынке труда баланс, повышение пенсионного возраста обеспечит приток дополнительных работников, повысится конкуренция во всех секторах экономики, прежде всего в бюджетном, обрабатывающей промышленности и торговле, сельском хозяйстве. Молодым специалистам будет трудно найти рабочие места.
Правда, и сейчас каждый второй безработный в России — человек 20−30 лет. Возрастные работники при избытке рабочей силы дольше остаются безработными, многим требуется новая квалификация, но бесплатно переобучать возрастных сотрудников государство не планирует. И даже если возрастной сотрудник сможет пройти программу дополнительного образования, у работодателя нет стимула это компенсировать и повышать зарплату сотрудникам, которым до пенсии осталось всего пять лет.
Рынку труда особых проблем повышение пенсионного возраста не создаст: сейчас с него уходит очень большое послевоенное поколение, а выходит малочисленное поколение 1990-х гг. Из-за этого, по его расчетам, мы каждый год будем терять около 1% рабочей силы, образуется дефицит трудовых ресурсов. Повышение пенсионного возраста закрывает этот дефицит лишь наполовину. К тому же 60% населения продолжает работать и в первый год пенсионного возраста. В отдельных регионах возможен рост безработицы, допускает он, но скачка в 2019 г. не будет.
Главное, что дает повышение пенсионного возраста, — возможность увеличить пенсии людям старших пенсионных возрастов, это гораздо важнее фискальных выгод, замечает ректор Академии народного хозяйства при президенте России Владимир Мау.
Исторически модель пенсионной системы предполагала, что пенсионный возраст превышает ожидаемую продолжительность жизни. Когда она создавалась, в Великобритании и Германии пенсионный возраст был 70 лет, а продолжительность жизни — 45−50 лет. В СССР в 1930-е гг. продолжительность жизни была 43 года, а возраст выхода на пенсию — 55−60 лет. Сейчас продолжительность жизни в России — 73 года, поэтому и предполагается, что пенсионный возраст должен быть выше, рассуждает Мау: «Если мы хотим, чтобы пенсия была достойной, как в прошлом, не меняя модели, то пенсионный возраст надо повысить до 80 лет — но, понятно, это абсурд».
Альтернативные повышению пенсионного возраста варианты очевидны: существенно повысить налоги, усилить перераспределение в бюджете в пользу Пенсионного фонда или согласиться, что реальные пенсии будут все более отрываться от зарплаты. «В конечном счете все это вопросы политического выбора», — заключает Мау.
«Liveinternet.ru»